Заблуждение и покой ума

Вчера некий юноша прибыл из Андхра-Прадеш. Внешне он казался прямодушным. Сегодня утром он подошёл к Бхагавану и спросил: “Свамиджи! Десять месяцев назад я пришёл сюда ради Вашего даршана. Сейчас у меня снова появилось желание иметь Ваш даршан, и поэтому я немедленно отправился и прибыл сюда. Я не мог откладывать своё посещение даже на момент. Могу ли я поступать так и в будущем, когда бы я ни имел такое желание?” Бхагаван ответил: “Что бы ни случалось, случается. Всё слу- чается согласно тому, чего мы заслуживаем. Зачем заранее бес- покоиться об этом?” Юноша снова спросил: “Могу ли я приходить, когда бы в бу- дущем ни имел такое желание в любое время? Или мне следует подавлять это желание?” ”Вещи происходят сами собой, если вы прекращаете думать о будущем”, — ответил Бхагаван. Вопрос: “Я не способен подавить такое желание даже на момент. Это самообман?” Бхагаван взглянул на меня с улыбкой и произнёс: “Кажется, он приходил сюда некоторое время назад и сейчас снова пожелал прибыть, а потому тотчас же и приехал. Он спрашивает меня, сможет ли он так поступать в будущем, когда бы он ни имел такое желание”. Тот юноша вмешался и сказал: “Когда бы я ни получил жела- ние видеть Бхагавана, я не в состоянии даже на момент сдержать его. Я только спрашиваю, не является ли это просто умственным заблуждением”. Я спросила его: “Как может желание иметь даршан великого человека быть просто умственным заблуждением? При наличии столь многих заблуждений ума, подлежащих контролю и пода- влению, только это желание кажется вам умственным заблужде- нием?” Дальнейших вопросов он не задавал. В Холле находилось несколько посетителей из Андхра-Прадеш, прибывших сюда паломниками. Один из них встал и спросил: “Свамиджи! Как душа достигает покоя?” Бхагаван ответил, смеясь: “Что? Что такое покой для души?” “Нет, нет! Я подразумевал покой ума”. «О, покой для ума! Ум достигает покоя, если васаны пода- влены. Для этого должно вопрошать и осознать, кем являешься. Как можно обрести покой, просто говоря: “Я хочу покоя, я хочу покоя!”, без первичного запрашивания, что такое покой? Сначала прилагайте усилия узнать и осознать то, что уже существует». Среди них был и пандит. Он спросил: “В некоторых местах сама жизнь становится исключительно трудной. Как человек должен выполнять садхану в таких местах?” Бхагаван ответил: “Заданное место находится внутри вас; вы не находитесь в том месте. Когда вы пребываете во всех местах, где вопрос о трудностях в некоторых местах, а не в других? Все места находятся внутри вас. Как они могут вызывать ваши труд- ности?” “Но мы вообще не получаем покоя ума в некоторых местах”, — возразил он, и Бхагаван ответил: «То, которое всегда существует, есть покой. Оно является вашим естественным со- стоянием. Вы не способны узнать своё естественное состояние. Вы введены в заблуждение отклонениями, которые нереальны, и сожалеете, что покоя нет. Если вы осознаёте себя, все места станут равным образом подходящими для садханы».

Письма из Шри Раманашрама