ШРИ АДИ ШАНКАРАЧАРЬЯ✨
(фрагменты биографии) Получив свою упанаяну в возрасте пяти лет, Шанкара был отправлен в местную патасалу для изучения Вед. Однажды утром, во время своего обхода по сбору бикши (милостыни), Шанкара случайно остановился перед домом бедняка и произнес обычное слово просьбы о бикше - «Бхавати биккшамдехи». Хозяйка дома вышла и увидела маленького сияющего брахмачари. Она вошла и стала искать что-нибудь для подношения мальчику. Но в доме нечего было предложить. Она взяла сухой плод амлы и бросила его в чашу Шанкары. Мальчик взглянул на женщину и заметил на ее лице сильные знаки бедности и печали. Он начал восхвалять Шри Махалакшми, богиню богатства, красивыми санскритскими стихами. И чудо! Махалакшми появилась над домом. Шанкара попросил Богиню обеспечить средства к существованию обитателей этого дома. Деви вызвала ливень золотых амалак на этот дом. Восемнадцать стихов молитвы Шанкары, обращенной к Лакшми, носят название «Канакадхара Стотрам». Это самое первое стихотворение Шанкары дышит его состраданием и заботой о бедных и нуждающихся. В возрасте восьми лет Шанкара закончил изучение Вед. В его голове вертелась идея стать аскетом. Однажды утром, когда он купался в реке, протекающей рядом с его домом, крокодил схватил его за ногу и начал утаскивать в пучину. Шанкара звал на помощь. Его мать прибежала к берегу реки. Шанкара сказал своей плачущей матери: «В соответствии с моими поступками во время прошлых рождений я должен умереть. Но я могу продолжать жить, если стану аскетом, поскольку смена ашрама вызывает новое рождение. Поэтому дайте мне разрешение быстро стать саньяси». Арьямба неохотно согласилась, так как она хотела, чтобы ее сын остался жив, хотя бы в качестве аскета. Шанкара принял апат-саньясу (став аскетом во время опасности), произнеся соответствующие мантры. Внезапно крокодил покинул ногу Шанкары, превратился в гандхарва (доброго духа) и взлетел, прославив Шанкару. Арьямба попросила Шанкару вернуться домой. Шанкара сказал ей, что с того дня весь мир был его домом, и тот, кто предлагал ему милостыню, был его матерью. Арьямба спросила его, кто будет выполнять ее похоронные обряды, если она умрет в его отсутствие. Шанкара утешил свою рыдающую мать, сказав, что он будет рядом с ней, когда она решит думать о нем, и что он проведет надлежащие обряды после ее смерти. Посвящение в традиционную саньясу Оставив свою старую мать на попечение близких родственников, Шанкара покинул Калади и отправился на север в поисках наставника, чтобы получить посвящение в традиционную саньясу. Через несколько месяцев он достиг берега Нармады. Он узнал от людей, живущих поблизости, что великий йогин жил в пещере на берегу реки и большую часть времени проводил в аскезе. Вскоре Шанкара подошел к этой пещере и остановился перед входом в пещеру, напевая несколько куплетов о йогине. Йог, Шри Говинда Бхагаватпада, получивший Махабхашью из уст Шри Гаудапады, спросил изнутри пещеры, который стоял возле пещеры. Ответ Шанкары был в форме 10 шлок, оканчивающихся припевом «Шивахкевалохам». Эти десять шлок составляют знаменитые Дашашлоки Ачарьи. Безмерно приятно удивленный, Говиндамуни вышел из пещеры. Шанкара, которого поразила божественная личность Говинды Бхагаватпады, упал к его стопам. После некоторого разговора Говинда Бхагаватпада принял Шанкару в качестве своего ученика и инициировал его во всех Махавакьях. В некоторых биографиях говорится, что Шанкара жил со своим «гуру» около 3 лет и изучал духовные истины и дисциплины Говинды Бхагаватпады. Освоив все, что нужно было узнать от гуру, Шанкаре было разрешено уйти, и гуру сказал ему, что Шанкара должен проповедовать Адвайта Видью, а также написать авторитетный комментарий к Брахма-сутрам. Он поручил Шанкаре отправиться в Бенарас, духовный центр Индии, чтобы выполнить эту работу. Соответственно, со временем Шанкара вернулся в Каши, пересек горы Виндхья. Шанкара в Каши Простившись со своим наставником, Шанкара покинул берег Нармады и со временем достиг Каши, также известного как Варанаси, расположенного на берегу священной Ганги, по желанию своего наставника. Шанкара оставался в Каши около четырех лет. В этот период вокруг него собралось несколько учеников, чтобы изучать Адвайта Веданту. Видным из них был Санадана, уроженец страны Чола. Именно в эти годы Шанкара написал знаменитые комментарии к Брахмасутрам Вьясы, основным Упанишадам и Бхагавад-Гите. Говорят, что помимо комментариев на Вишнусахасранаме и Лалита Трисатистотру он также написал во время его длительного пребывания в Каши. Однажды, когда Шанкара сидел в Маникарника-гхате в Варанааси, сюда пришел мудрец Вьяса, переодетый старым брамином. Он увидел молодого аскета, сидящего среди множества учеников и похожего на Шиву с его спутниками, на Индру среди небожителей и на Брахму в окружении мудрецов. Вьяса спросил учеников, кто был мальчик-подвижник. Они ответили: «О, старик! Это Шанкара, пропитанный блаженством наставник. Распустив еретические школы во многих местах, подготовив комментарий с ясными и решительными толкованиями Брахмасутр и обучив проницательных учеников философии Адвайты, он сияет, как Рудра на берегу Ганги». Затем Вьяса подошел к группе учеников и сел перед Шанкарой. Между ними завязались долгие и жаркие дебаты по поводу некоторых из Брахмасутр Вьясы. На определенной стадии Шанкара узнал от намека своего ученика Падмапады: что старик был переодетым мудрецом Вьясой и поклонился ему. Безмерно удовлетворенный изложением Шанкары брахмастур, Вьяса благословил Шанкару и ушел вместе с Брахмой, который отправился туда, чтобы продлить жизнь Шанкаре. Однажды утром во время длительного пребывания в Каши Шанкара возвращался со своими учениками из храма Вишвешвары. На пути стоял отверженный, ведущий четырех собак. Шанкара попросил его убрать с дороги. Но отверженный не двинулся с места и спросил Шанкару: «От чего ты хочешь отойти и куда идти? От этого тела, которое так же было построено из пищи? Ты хочешь, чтобы одно живое Сознание ушло от другого? Что ты скажешь, о, образованный брамин? Что ты хочешь различать: это материальное тело или живое Сознание?» Шанкара был поражен этим, поскольку сама цель всех его учений, заключающаяся в том, что только Атман является единственной Реальностью, была резюмирована чандалой в одном стихе. Шанкара сразу понял ведантический смысл вопроса чандалы, а также предположил, что Сам Господь явился в форме Чандалы, чтобы проверить, осознал ли Шанкара истину, которой он учил. Затем он произнес в ответ те бессмертные шлоки, которые называются «Манишапанчака». Они представляют собой высшую точку учения Шанкары, где с последовательностью строгого философа, Шанкара заявляет, что тот, кто осознал единство Брахмана, и тот, кто интуитивно познал Истину этого учения, пригоден даже для того, чтобы стать учителем Шанкары, даже при том, что он был чандалой или брамином высокой касты по рождению. Когда он собирался закончить маленькое стихотворение, отверженный и его собаки исчезли, а Господь Вишванатха был замечен над местом, благословляя Ачарью. Когда Шанкара покинул Каши, царь Каши, ученые и люди поклонились ему и попрощались. |